Такелажный блок своими руками - Brigada-Doma.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Такелажный блок своими руками

Изготовление миниатюрных блоков

Теги:&nbspтакелаж

Имитация блоков у моделей кораблей мелких масштабов.

Занимаясь миниатюрами, в свое время столкнулся с необходимостью серийного изготовления блоков такелажа парусного судна в масштабе 1:500 – 1:600. Изготовить действующую копию блока в таком масштабе хотя и реально (некоторые кексы блох подковывают), но технически несколько затруднительно, учитывая общее количество блоков на корабле. Поэтому речь пойдет о процессе изготовления имитации блока, который позволит вам после обретения некоторой сноровки оснастить свою модель такелажем с блоками размером от 0,5 мм без ущерба для времени общения с семьей, телевизором, пивной кружкой или баней.
Сначала о сути рассматриваемого предмета. Непосредственно блок состоит из деревянных или металлических щек, которые образуют корпус блока, между щеками находятся один или несколько шкивов, изготовленных из бакаута или меди, шкивы вертятся на металлической оси, называемой нагелем. Чтобы бакаутовые шкивы не размалывались на нагеле, в середину шкива врезали медную втулку, в середине втулки выбирали желоб для смазки. На щеках деревянных блоков выбирали один или два желоба для стропов, эти желоба называли кипами. Щеки блока состояли из боковых досок, средней доски и вкладышей. Эти части скреплялись между собой сквозными заклепками на медных шайбах.

Рис. 1. Блоки:


а) части блока: корпус (щеки), нагель, шкив; б) одношкивный блок; в) двушкивный блок с двумя кипами для стропа; г) трехшкивный блок с двумя кипами для стропа; г) направляющий вант-коуш с желобом для бензеля.

В русском флоте различали обыкновенно сделанные, толстоходные, тонкоходные и специально сделанные блоки.
Толстоходные блоки имели более толстые щеки и шкивы, чем обыкновенные блоки и применялись там, где снасть выдерживала очень большое напряжение.
Тонкоходные блоки имели более тонкие щеки и более тонкие шкивы большого диаметра, чем обыкновенные. Тонкоходные блоки употреблялись там, где снасть должна проходить в блок с большой быстротой, или где требовалось увеличить силу, не увеличивая числа шкивов.
Блоки различали по количеству шкивов – одношкивные, двушкивные и трехшкивные, а так же по количеству кипов – однокипные и двукипные.
К особенно сделанным блокам относили: гитов блок, анапуть блок, комель блок, лонгтакельный блок, лот линь блок и канифас блок, так как их формы отличались от обыкновенных.
Изготавливались так же деревянные блоки с железной оковкой, с вертлюжными гаками и скобами. Оковка могла быть наружной или внутренней.
Главные достоинства блоков с железной оковкой заключались в их прочности и в простоте разборки для осмотра и смазки. Такие блоки употреблялись на топенанты нижних и марса-реев, брасы и марса-брасы, дирик-фалы, гафель-гордели и т.д.
Длина всех блоков, кроме канифас блоков, измерялась в английских дюймах по длине щеки.
Величина блоков зависит от толщины продеваемых в них снастей. Для того, чтобы подобрать блок по толщине снасти не продевая в него ее саму применяли следующее правило: длина обыкновенного блока должна составлять три толщины снасти, толстоходного блока две толщины, тонкоходного – пять толщин. Современному моделисту рекомендую не забывать, что толщина снасти измерялась по длине окружности в дюймах. В отечественном флоте одношкивные блоки имели длину от 4 до 27 дюймов, двушкивные от 5 до 26, трехшкивные от 13 до 24. Обыкновенные двушкивные не превышали 19 дюймов. Толстоходные одношкивные изготавливали от 6 до 16 дюймов и употреблялись на чиксах грот-мачты, для шкотов и галсов нижних парусов, для риф-талей на боковых шкаторинах марселей, для фока- и грота- топенантов на эзельгофтах судов ниже фрегата и проч. Таким образом несложно подсчитать, что, например, длина толстоходных блоков в шкотовых углах нижних парусов модели линейного корабля , выполненного в масштабе 1:540 и представленного в Галерее, должна составлять 0,75 мм. Толстоходные двушкивные блоки делали от 10 до 16 дюймов и употребляли в основном для фока- и грота-топенантов на эзельгофтах кораблей и фрегатов. Тонкоходные одношкивные изготавливали от 12 до 26 дюймов и употребляли для фока- и грота-брасов на ноках реев, на нижние блоки фор- и грот-марса фалов, ватер-талей и ундер-фока. Тонкоходные двушкивные изготавливали от 11 до 26 дюймов и употребляли на верхние блоки фор- и грот-марса фалов.
Курти упоминает о специальной машине для изготовления блоков. В России тоже применялись подобные машины, причем из заготовки вытачивалось сразу четыре блока, время на их изготовление составляло около получаса. Примерно такое же время необходимо на изготовление четырех блоков описываемыми ниже способами.
Итак, в зависимости от настроения, времени суток и погоды я применяю один из двух способов изготовления миниатюрных блоков.

1. В качестве материала для изготовления блоков используется покрытие, применяемое в мебельном производстве для облагораживания ДСП. Лет десять тому назад купил пачку таких обрезков в магазине . Оно с успехом может быть заменено ватманом или шпоном толщиной 0,15-0,25 мм. Ватман, для придания ему большей жесткости, предварительно тонируется морилкой или краской и пропитывается клеем ПВА или разведенным лаком для дерева . Затем отрезается полоска подготовленного материала по ширине, соответствующая ширине щек имитируемого блока. Срезаются уголки с одной стороны и будущая заготовка отрезается по длине щеки, а затем отрезаются уголки с другой стороны, таким образом блоку придается его форма (Рис.2).


Рис. 2. Вырезание щек блоков из полоски

Заготавливается необходимое количество щек. Затем подготавливается нить, имитирующая снасть. Если под рукой нет специальной нити, по толщине соответствующей масштабу модели (от использования лески, волос, полимерного волокна я после определенного количества опытов отказался) то ее можно изготовить следующим способом: от катушки капроновой нити соответствующего цвета отрезается отрезок длиной 10-15 см. Нить распускается на пряди – их обычно 2-3. Для того, чтобы прядь стала ровной, ее надо термически обработать – нагреть в натянутом состоянии над электрической плиткой. Это очень тонкая процедура: необходимо уловить момент , когда волокна пряди начинают плавиться, слегка растягиваться и слипаться между собой, но не передерживать над плиткой, иначе прядь порвется. Это достигается подбором расстояния над плиткой и ее температурой. Теперь непосредственно процесс изготовления блока. Заготовка щеки ложится внутренней стороной вверх, кончик пряди обмакивается в клей (я применяю цианакриловый суперклей в маленьких тюбиках) и приклеивается к щеке, аналогично приклеивается вторая прядь – таким образом имитируется снасть, продеваемая в блок. Если имитируется блок талей или горденей, то приклеивается три нити, средняя из которых имитирует коренной конец, а две боковые – ходовой. Затем сверху приклеивается другая щека, таким образом получается блок с продетой снастью ( Рис.3).


Рис. 3. Склеивание двух половинок блока.

В случае, если щеки легли друг на друга не совсем точно, торцы готового блока подравниваются ножом. Теперь необходимо готовый блок остропить. Нить, имитирующая строп, приклеивается к одной из щек вдоль нее. Конец, направленный в сторону снасти, обворачивается вокруг блока и на верхнем его торце связывается с другим концом пряди, имитирующей строп (Рис.4).


Рис.4. Строп для блока.

Количеством узлов регулируется длина стропа, свободными концами строп привязывается к рангоутному дереву или парусу. Чтобы строп впоследствии не гулял, его вместе с блоком покрываю слоем суперклея. Осталось затонировать гуашью торцы блока под цвет щек и блок готов.
Аналогичным образом изготавливаются двушкивные блоки.

2. Суть второго способа заключается в том, что щеки блока не вырезаются из узкой полоски, а изготавливаются с помощью специальной выколотки. Последняя сделана из иглы от капельницы соответствующего диаметра : наклонное острие спиливается, а торец затачивается. Выбитые таким несложным девайсом кружки ватмана или шпона выталкиваются из иглы с помощью тонкой проволоки и служат для изготовления щек. Как и в первом способе, на них наклеиваются пряди снасти, сверху приклеивается еще один кружок, затем изделию придают форму блока, срезая с боков излишки (Рис. 5).


Рис. 5. Изготовление блоков вторым способом.

Конечные результаты всех действий :

И наконец об изготовлении талей и горденей. Для того, чтобы изготовить несколько талей одного размера, я укрепляю в зажимы отрезок шкалы деревянной линейки. На шкалу укладываю параллельно две пряди, располагая их на расстоянии чуть меньшем, чем ширина блоков и прижимаю зажимами к самой шкале. Для этого между и шкалой помещаю кусочки картона. Затем между прядями и шкалой помещаю заранее заготовленную щеку блока, наношу каплю клея и сверху накрываю второй. На необходимом расстоянии от первого блока аналогичным способом изготавливается второй блок, затем на этих прядях так же делаются остальные тали. После этого разрезается на отдельные тали. Осталось, как и в первом способе, обровнять торцы, ввязать блоки в стропы и снасти, укрепить при необходимости сборку клеем и закрасить торцы под цвет блоков.

Читайте также:  СНИП кладка стен из пеноблоков

Попутного ветра, надеюсь не зря давил клавиши своего бука и кто-то извлечет для себя полезное зерно.

Полиспаст своими руками – чтобы стать сильней в несколько раз!

Необходимые инструменты и материалы

Для подъема больших грузов человек не очень силен, но он придумал множество механизмов, которые упрощают этот процесс, и в этой статье мы обсудим полиспасты: назначение и устройство таких систем, а также попытаемся сделать простейший вариант такого приспособления своими руками.

Каким образом мы упрощаем подъем грузов?

Грузовой полиспаст – это система, состоящая из веревок и блоков, благодаря которой можно выиграть в эффективной силе при потере в длине. Принцип довольно прост. В длине мы проигрываем ровно столько, во сколько раз оказался выигрыш в силе. Благодаря этому золотому правилу механики можно поднимать грузы большой массы, не прилагая при этом больших усилий. Что в принципе не так критично. Приведем пример. Вот вы выиграли в силе в 8 раз, при этом вам придется вытянуть веревку длиной в 8 метров, чтобы поднять объект на высоту 1 метр.

Применение таких приспособлений обойдется вам дешевле, чем аренда подъемного крана, к тому же, вы можете сами контролировать выигрыш в силе. У полиспаста есть две разные стороны: одна из них неподвижная, которая крепится на опоре, а другая – подвижная, которая цепляется на самом грузе. Выигрыш в силе происходит благодаря подвижным блокам, которые крепятся на подвижной стороне полиспаста. Неподвижная часть служит только для изменения траектории движения самой веревки.

Виды полиспастов выделяют по сложности, четности и кратности. По сложности есть простые и сложные механизмы, а кратность обозначает умножение силы, то есть, если кратность будет равна 4, то теоретически вы выигрываете в силе в 4 раза. Также редко, но все же применяется скоростной полиспаст, такой вид дает выигрыш в скорости перемещения грузов при совсем малой скорости элементов привода.

Как работает простая конструкция блоков?

Рассмотрим для начала простой монтажный полиспаст. Его можно получить при добавлении блоков на опору и груз. Чтобы получить нечётный механизм, необходимо закрепить конец верёвки на подвижной точке груза, а чтобы получить чётный, то крепим веревку на опоре. При добавлении блока получаем +2 к силе, а подвижная точка дает +1, соответственно. Например, чтобы получить полиспаст для лебедки с кратностью 2, необходимо закрепить конец верёвки на опоре и использовать один блок, который крепится на грузе. И у нас будет чётный вид приспособления.

Принцип работы полиспаста с кратностью 3 выглядит по-другому. Здесь конец веревки крепится на грузе, и используются два ролика, один из них мы крепим на опоре, а другой – на грузе. Такой тип механизма дает выигрыш в силе в 3 раза, это нечётный вариант. Чтобы понять, каков выигрыш в силе получится, можно воспользоваться простым правилом: сколько веревок идет от груза, таков наш выигрыш в силе. Используются обычно полиспасты с крюком, на котором, собственно говоря, и крепится груз, ошибочно думать, что это только блок и веревка.

Сложная система блоков – как рассчитать выигрыш в силе?

Теперь узнаем, как работает полиспаст сложного типа. Под этим названием подразумевается механизм, где соединены в одну систему несколько простых вариантов данного грузового устройства, они тянут друг друга. Выигрыш в силе таких конструкций рассчитывается путем перемножения их кратностей. Например, мы тянем один механизм с кратностью 4, а другой с кратностью 2, тогда теоретический выигрыш в силе у нас будет равен 8. Все вышеуказанные расчеты имеют место быть только у идеальных систем, у которых нет силы трения, на практике же дела обстоят иначе.

В каждом из блоков происходит небольшая потеря в мощности из-за трения, так как она еще тратится как раз на преодоление силы трения. Для того чтобы уменьшить трение, необходимо помнить: чем больше у нас радиус перегиба веревки, тем меньше будет сила трения. Лучше всего использовать ролики с большим радиусом там, где это возможно. При использовании карабинов следует делать блок из одинаковых вариантов, но ролики гораздо эффективнее карабинов, так как на них у нас потеря составляет 5-30 %, а вот на карабинах же до 50 %. Также не лишним будет знать, что наиболее эффективный блок необходимо располагать ближе к грузу для получения максимального эффекта.

Как же нам рассчитать реальный выигрыш в силе? Для этого нам необходимо знать КПД применяемых блоков. КПД выражается числами от 0 до 1, и если мы используем веревку большого диаметра или слишком жесткую, то эффективность от блоков будет значительно ниже, чем указана производителем. А значит, необходимо это учесть и скорректировать КПД блоков. Чтобы рассчитать реальный выигрыш в силе простого типа грузоподъемного механизма, необходимо рассчитать нагрузку на каждую ветвь веревки и сложить их. Для расчета выигрыша в силе сложных типов необходимо перемножить реальные силы простых, из которых он состоит.

Веревка и ее роль в работе полиспаста

Не стоит забывать еще и о трении веревки, так как ветви ее могут перекручиваться между собой, а ролики от больших нагрузок могут сходиться и зажимать веревку. Дабы этого не происходило, следует разнести блоки относительно друг друга, например, можно между ними использовать монтажную плату. Следует также приобретать только статические веревки, не растягивающиеся, так как динамические дают серьёзный проигрыш в силе. Для сбора механизма может использоваться как отдельная, так и грузовая веревка, присоединенная к грузу независимо от подъемного устройства.

Преимущества использования отдельной веревки состоит в том, что вы можете быстро собрать или приготовить заранее грузоподъемную конструкцию. Вы также можете использовать всю ее длину, это также облегчает проход узлов. Из минусов можно упомянуть то, что нет возможности автоматической фиксации поднимаемого груза. Преимущества грузовой веревки в том, что возможна автофиксация поднимаемого объекта, и нет необходимости в отдельной веревке. Из минусов важно то, что при работе сложно проходить узлы, а также приходится затрачивать грузовую веревку на сам механизм.

Поговорим об обратном ходе, который неизбежен, так как он может возникнуть при прихватывании веревки, или же в момент снятия груза, или при остановке на отдых. Чтобы обратного хода не возникало, необходимо использовать блоки, которые пропускают веревку только в одну сторону. При этом организовываем конструкцию так, что блокирующий ролик крепится первым от поднимаемого объекта. Благодаря этому, мы не только избегаем обратного хода, но также позволяем закрепить груз на время разгрузки или же просто перестановки блоков.

Если вы используете отдельную веревку, то блокирующий ролик крепится последним от поднимаемого груза, при этом фиксирующий ролик должен обладать высокой эффективностью.

Способы крепления веревки к грузоподъемному механизму

Теперь немного о креплении грузоподъемного механизма к грузовой веревке. Редко, когда у нас под рукой находится веревка нужной длины, чтобы закрепить подвижную часть блока. Вот несколько видов крепления механизма. Первый способ – с помощью схватывающих узлов, которые вяжутся из репшнуров диаметром 7-8 мм, в 3-5 оборотов. Данный способ, как показала практика, является наиболее эффективным, так как схватывающий узел из 8 мм шнура на веревке диаметром 11 мм начинает сползать только при нагрузке 10-13 кН. При этом вначале он не деформирует веревку, а спустя какое-то время, оплавляет оплетку и прикипает к ней, начиная играть роль предохранителя.

Другой способ заключается в использовании зажима общего назначения. Время показало, что его можно использовать на обледенелых и мокрых веревках. Он начинает ползти только при нагрузке в 6-7 кН и несильно травмирует веревку. Еще один способ заключается в использовании персонального зажима, но он является не рекомендуемым, так как он начинает ползти при усилии уже в 4 кН и при этом рвет оплетку, или даже может перекусить веревку. Это все промышленные образцы и их применение, мы же попробуем создать самодельный полиспаст.

Создаем простейший подъемный механизм своими руками

А вот если механизм для грузов нужен срочно или на один раз, а выбирать по магазинам его нет времени и жалко денег, мы расскажем, как сделать полиспаст своими руками. Хорошо, если у вас в мастерской имеются резьбовые шпильки, подшипники, блок, трос, крюк, шестеренка. Понадобится немного времени: нужно подшипники насадить на шпильку. Гайку от шпильки желательно зафиксировать, чтобы не тратить некоторую часть сил впустую на прокручивание своеобразного вала. Конец шпильки можно снабдить шестеренкой, сделав таким образом более удобный ручной привод.

Через блок перекидываем трос и крепим его на опоре, а вот на другой конец цепляем крюк, на который будем вешать груз. Также на конце троса можно зафиксировать систему строп, если характер груза не позволит его насадить на крюк. В принципе, самый простейший вариант полиспаста готов. Остается приступить к работе, соблюдая технику безопасности, которая одинакова для всех механизмов, как покупных, так и самодельных. Внимательно проверяйте все элементы на целостность перед работой, а во время работы не делайте резких движений, поднимать груз следует плавно, и, конечно, не стоит стоять под подвешенным грузом.

Читайте также:  Крышки на кирпичные столбы забора

Строительный подъемник своими руками: как поднять на крышу груз

При строительстве часто возникает необходимость поднять строительные материалы на крышу или верхние этажи, и без специальных приспособлений это весьма затруднительно. Мы опишем процесс сборки своими руками простого и надежного строительного подъемника, которым в одиночку можно поднять до 300 кг.

Устройство, собранное по приведенной схеме, является абсолютно мобильным и может быть без проблем привезено на строительный объект даже легковым автомобилем с верхним багажником.

Для сборки потребуется:

  • брус клееный 60х40 мм — 10 м;
  • брус 40х40 — 9 м;
  • доска 25х80 — 16 м;
  • блок такелажный с подшипником — 2 шт.;
  • ролик на подшипнике с осью — 4 шт.;
  • капроновый трос — 12 м;
  • фанера 15 мм — менее 1 м 2 .

Сборка направляющих

Подъемник представляет собой тележку, скользящую на роликах между двумя тавровыми направляющими. Чтобы их изготовить, потребуется лес хорошего качества влажностью не более 12%: брус 60х40 и доска 25х80. Нежелательны какие-либо искривления, дерево не должно иметь пороков.

Брус в направляющей играет роль дистанционной прокладки, задающей расстояние между полками тавра. Оно должно быть больше диаметра роликов на 2–3 мм, при необходимости строгайте брус по узкому торцу и доводите до нужной толщины.

Для сборки направляющей нужно вложить брус между досками и выровнять их по одному краю. Чтобы конструкция была полностью монолитной, рекомендуется перед сборкой промазать соприкасающиеся грани клеем ПВА.

Сложите детали, выровняйте их под угольник и зафиксируйте струбцинами. Затем скрепите доски и брус белыми анодированными саморезами длиной 55 мм, вкручивайте их в шахматном порядке с шагом в каждом ряду 30–35 см. Крепить саморезами нужно обе доски, так направляющие будут меньше подвержены короблению.

Если вы хотите сделать направляющие длиной, больше имеющихся пиломатериалов, укладывайте брусья и доски с перехлестом в половину длины. При правильном сращивании конструкция получится исключительно крепкой, останется лишь вывести внутренние стыки досок в ноль для плавного движения роликов.

После сборки обеих направляющих покройте их двумя слоями олифы. Проверьте ширину зазора под ролики, при необходимости доведите наждачной шкуркой. На расстоянии в 30 мм от торца по центру бруска в тавре проделайте сквозное отверстие диаметром 14 мм. Используйте его для болтового соединения направляющих с поперечинами, под гайку и головку болта подложите широкие шайбы. Чтобы избежать смещения диагоналей, сделайте соединение с подрубкой в полдерева.

Конструкция тележки

Начните со сборки рамки: вставьте между 130 см отрезками бруса 40х40 мм три перекладины длиной по 75 см. Среднюю перекладину устанавливайте в 40–45 см от нижнего края. Скрепите места соединений саморезами, а лучше — соберите рамку на шиповых соединениях.

Прикрепите к нижнему брусу перпендикулярно рамке два отрезка бруса по 80 см, между их концами вставьте перекладину длиной 75 см и скрепите конструкцию. Для усиления поддона изготовьте из бруса или доски две наклонные косынки длиной по 60 см, срежьте края под угол 45°. Крепите косынку к поддону на расстоянии в 40 см от угла.

Вырежьте лист фанеры размерами 83х84 см и просверлите отверстия в 20 мм от каждого края с шагом в 7 см. Через проделанные отверстия прикрутите саморезами длиной 45 мм дно поддона к рамке.

Если вы планируете увеличить грузоподъемность вашей тележки, места соединения рамки поддона и косынок необходимо укрепить накладными пластинами и уголками, а фанеру на дне — металлическими скобами. К верхним углам рамки прикрепите петли для навесного замка с длиной хвоста не меньше 70 мм. Вставьте в отверстия болт M14 и накрутите на него самоконтрящуюся гайку. Под болты нужно пропустить отрезок троса длиной около 2 метров и завязать его в петлю, к которой через карабин или коуш будет прицеплен тяговый канат.

Кронштейны для блоков

На верхней и нижней перекладинах между направляющими стойками нужно закрепить по одному такелажному блоку. Крепление возможно только посредством болтового соединения с обязательной установкой под гайки широких шайб, а лучше — металлических пластин.

Рекомендуется приобрести альпинистские блок-ролики с подшипником или такелажные шкивы с канавкой. Большинство изделий имеют сплошной корпус с плотно прилегающими щечками, следовательно, сброс троса со шкива невозможен.

Если вы пытаетесь приспособить имеющиеся у вас ролики, снабдите их ушком-успокоителем. Сверните стальную проволоку толщиной 6 мм до образования петли, а затем отогните края конструкции на нужном расстоянии для крепления под гайку к оси блока. Если оснастите блок-ролик вертлюгом, поднимать груз будет удобнее и трос прослужит дольше.

Ролики и их крепление

Для гладкого скольжения тележки ее следует оснастить четырьмя роликовыми колесами, установленными по бокам в 20–25 см от углов. Приобретайте ролики с необслуживаемым подшипником и односторонней стальной осью длиной не менее 20 мм. Вместо стандартных роликов могут быть использованы шариковые подшипники с закрытым сепаратором и шириной обоймы не менее 25 мм либо колеса от старых роликовых коньков.

Ось ролика нужно извлечь и просверлить под ее диаметр отверстие в центре пластины 40х80 мм. Вставив ось в отверстие, установите ее строго перпендикулярно пластине и приварите, затем проделайте в углах четыре отверстия под болт М8.

Как усовершенствовать подъемник

Очень полезным дополнением, существенно повышающим безопасность использования, будет устройство посадочных карманов для фиксации передних колес тележки в поднятом положении. Это не только очень удобно при разгрузке, но и дает возможность использовать подъемник самому.

Для устройства карманов необходимо вырезать часть тыльной доски направляющей, на которую опираются ролики тележки. При подъеме колесо проскочит в образованный проем и остановится о П-образную колодку, собранную из трех брусьев. Чтобы предотвратить случайное выскакивание колеса, оставляйте на доске небольшой выступ. После разгрузки тележку можно легко извлечь из посадочных карманов и спустить вниз, придерживая за трос.

Чтобы поднимать за один раз больше груза, вы можете укрепить вертикальную раму тележки и установить на ней подвижный блок, но при этом длина веревки увеличится в 1,5 раза. Тяговый канат, в таком случае, крепится к одному из углов между направляющей и соединительной перекладиной, пропускается в подвижный блок на тележке, затем укладывается в неподвижные верхний и нижний шкивы.

Также возможна установка ворота как на колодце для удобной намотки тягового каната. Изготовить его можно из отреза бруса 100х100 мм, доведенного рубанком до шестигранника. Для установки ворота понадобятся дополнительные Г-образные стойки и замена болтов крепления нижней перекладины на шпильки соответствующей длины. Освободившиеся болты нужно использовать для косого сопряжения стоек с направляющими.

Использование ворота подразумевает повышенную опасность, ведь человек находится все время у подъемника. Чтобы исключить обрыв и падение тележки, рекомендуется рядом с верхним блоком установить самый простой жумар из альпинистского снаряжения.

Как сделать ручную лебедку из подручного материала

Вес предметов бывает таким, что одному, а то и впятером, сдвинуть их с места вручную не получается, а надо. В таких случаях пригодится самодельное приспособление для подъема тяжестей или их перемещения. Ручная лебедка — самое востребованное устройство в таком деле. Для гаража ручную лебёдку своими руками сделать совсем нетрудно даже в домашних условиях. Но сначала нужен расчет и чертеж механизма.

Разновидности подъемных устройств

Общим у блочка для подъема груза и строительного крана является использование идеи увеличения силы – правила рычага. Для того чтобы уравновесить груз на короткой стороне рычага, нужно приложить к длинной его стороне усилие меньше настолько, насколько короткое плечо меньше длинного. Соотношение сил на концах рычага называется передаточным числом.

Уравновесить и даже поднять тяжесть можно с усилием меньше его веса, но проделанный концом длинного рычага путь будет длиннее, чем у короткого, настолько же, насколько меньше сил для подъема было приложено. Выигрыша в работе (F1*L1=F2*L2) нет, но это и не требуется.

Использование закона Архимеда воплощается в разные подъемные механизмы, а как — зависит от назначения подъемника. Конструкции различаются по передаточному числу, принципу передачи усилия, мобильности, прочности, используемой энергии. Самые востребованные для самостоятельного изготовления виды:

  • полиспасты;
  • барабанные конструкции;
  • рычажный механизм.

Чтобы выбрать вид устройства, необходимого для конкретных работ, стоит ознакомиться с их возможностями и ограничениями.

Принцип работы полиспастов

Проще этого устройства для перемещения тяжелых предметов есть только металлический лом. Главный элемент – колесо с фаской по середине внешней поверхности, ось которого закреплена на потолочной балке. Через него можно перекинуть таль, и подъемник с передаточным числом 1 к 1 готов. Для увеличения рычага пропустим таль еще через одно незакрепленное колесо, ось которого соединена с грузом, а таль закрепим наверху конструкции.

Читайте также:  Техника для закручивания винтовых свай

Передаточный коэффициент станет равен 2. Теперь прикрепим к потолку еще одно колесо, а конец тали пропустим через него, закрепив на оси нижнего колеса. Передаточный коэффициент станет равным 3. И так далее, добавляя по одному колесу и меняя место крепления тали, можно увеличивать передаточное значение.

Расположение колес относительно друг друга может быть разным.

Наиболее компактны конструкции с одноосным расположением колес. В конструкции таких устройств две обоймы колес. Изучив чертежи полиспаста, своими руками собрать его не составит труда. Потребуются две обоймы:

  1. траверса;
  2. скоба для переноски;
  3. щека для монтажа деталей;
  4. колесо (блок);
  5. упор;
  6. подшипник;
  7. втулка;
  8. ось;
  9. держатель оси;
  10. масленка для подшипников;
  11. ограничитель тали;
  12. гайка;
  13. подшипник;
  14. щека.

Конец тали закрепляется на одной из обойм.

Есть у полиспастов и недостатки. Для увеличения передаточного числа на 1 нужно каждый раз добавлять одно колесо, в результате растет вес механизма. Кроме того, для сгибания троса на каждом колесе тратится сила, снижая КПД устройства. Можно снизить эти потери, увеличив диаметр колес, но одновременно произойдет увеличение веса и габаритов полиспаста. Этих недостатков нет у другого вида подъемников.

Ручные барабанные лебедки

Принцип работы лебедок напоминает простейший рычаг, закрепленный в точке опоры. Если короткое плечо рычага будет поверхностью цилиндра, а груз будет прикреплен к нему тросом, получится лебедка с передаточным числом, равным соотношению длины рычага и радиуса цилиндра. Для исключения обратного вращения на ось ставят храповый механизм с подпружиненной собачкой — трещотка. Собрать такую ручную лебедку своими руками можно по чертежу:

Однако, для большого передаточного числа системы потребуется очень длинная рукоять, а это неудобно. Выход найден в двух разновидностях барабанных лебедок, увеличивающих передаточное число при помощи шестеренок или червячной передачи.

Как сделать лебедку своими руками, используя червячную передачу, можно посмотреть на чертеже:

Трещотка в такой конструкции не нужна, передаточное число, когда гребень червяка проходит по каждому зубу шестерни, равно количеству зубьев шестерни, умноженному на соотношение длины рукояти к радиусу червяка. Но существенным недостатком будет трение между зубцами и гребнем. Требуется постоянная смазка механизма.

С гораздо меньшим трением работает редуктор из шестеренок. При использовании принципа передачи силы парой шестеренок разного диаметра ручную барабанную лебедку своими руками проще всего сделать так:

Обратите внимание, что стопор в таких устройствах необходим. Такая конструкция применяется при небольшой высоте или длине перемещения груза. Увеличить расстояние перемещения поможет тросоукладчик, равномерно распределяющий трос по длине цилиндра. Проще всего результат получить, применяя подпружиненную пластину или стержень, прижимающие трос к барабану:

Рычажные подъемники

Самое популярное применение рычажных подъемных механизмов — это автомобильный домкрат. В качестве универсального устройства его применяют реже, так как высота подъема невелика и ограничена.

Подъем груза происходит в результате многократных небольших перемещений площадки между фиксированными позициями на рейке. В домашнем хозяйстве редко находит применение. Положительным качеством рычажных систем является надежность и долговечность.

Упрощение сборки устройства

В домашних условиях можно использовать подручные материалы и готовые передаточные узлы. Например, трещетка, используемая в автомобиле КАМАЗ для выравнивания тормозного усилия — это готовый червячный передаточный механизм.

Можно надолго избавиться от ручного поднятия тяжестей, если для работы один раз собрать систему мотолебедки своими руками. Для этого надо поставить на ось привода лебедки шестерню, соединив ее цепью с ведущей звездочкой бензопилы на жесткой конструкции корпуса.

Сочетая блоковые механизмы с барабанными лебедками, можно работать, компенсировав недостатки каждого вида подъемников. Например, в полиспастах не предусматривают фиксатор, исключающий обратное движение тали, а барабанные лебеди устраняют это очень просто. Зато угол между вектором подъемной силы и вектором веса у полиспаста может быть практически любым, чем не могут похвастать лебедки.

Можно использовать в хозяйстве покупные подъемники, но, как правило, лебедки нужны там, где магазины далеко — и всегда срочно. Стоит поискать в гараже какие-нибудь детали для выхода из ситуации.

Такелажный блок своими руками

Блоки. Блоки — простейшие механизмы для подъема грузов. Они входят в состав большинства грузоподъемных механизмов. Блоки применяют для подъема грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения каната (отводные).

В зависимости от грузоподъемности и количества роликов блоки бывают однорольные и многорольные с числом роликов до семи.

Однорольный блок представляет собой ролик, насаженный на ось. Ролик по наружному периметру имеет канавку (ручей) для каната. Диаметр ролика должен быть не Менее 16—Диаметров каната. Оси блока закреплены между двумя щеками. Наверху щек укреплена проушина для крепления мертвой петли, а внизу — крюк 5 для подвески груза. При такелажных работах применяют монтажные блоки с крюками или с петлями.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Однорольные блоки, которые применяют в качестве отводных, иногда изготовляют с откидными щеками, что позволяет при необ-одимости освобождать блок без распасовки каната.

Рис. 1. Способы стропки вентиляционного оборудования и воздуховодов:
а — оросительной камеры кондиционера, б — секции кондиционера, в —контейнера с воздуховодами, г прямоугольного воздуховода, д — круглого воздуховода

В многорольном блоке щеки отделяют ролики один от другого. 6л0Ке, состоящем из нескольких роликов, все ролики вращаются оСи самостоятельно, независимо один от другого. Грузоподъемные блоки, крюки и петли должны иметь клеймо 0да.изготовителя и паспорт, в котором указывается их характеристика. Применение блока не дает выигрыша в силе, так как груз, подвешенный к канату, перекинутому через ролик блока, для своего уравновешивания требует усилия, равного весу груза.

Полиспасты. Полиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из двух однорольных или многорольных блоков, соединенных между собой стальным канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его по горизонтали. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости. Полиспасты применяют в конструкциях различных крановых устройств, лебедок и других такелажных механизмах, а также при подъеме тяжеловесного оборудования.

Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой канатом. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку. Другой его конец через отводные блоки крепится к барабану лебедки.

Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу верхний неподвижный блок подвешивают в необходимом месте, а подвижный укладывают внизу против первого. Затем с помощью вспомогательного каната, диаметр которого меньше рабочего на 5—6 мм, через ручьи всех роликов пропускают основной канат и конец его закрепляют на одном из роликов.

Рис. 2. Одно-рольный блок:
1 — ролик, 2 — ось блока, 3 — щека, 4 — проушина, 5 — крюк

При втором способе полиспаст оснащают внизу (на полу), для чего блоки укладывают на расстоянии 3—5 м. Протягивают канат так же, как описано в первом способе. При оснастке полиспаста по второму способу необходимо устраивать настил из досок. Если же эти работы будут производить на земле или земляном полу, то стальной канат.и блоки полиспаста загрязнятся, что нежелательно. При протягивании каната через ролики блоков нужно следить за тем, чтобы канат надежно укладывался в блоки. Чтобы на канате не образовывались петли, рекомендуется временно прикрепить блок к полу и излишне не ослаблять канат.

При оснастке полиспастов необходимо соблюдать следующие правила. Если число ниток полиспаста (сумма роликов неподвижного и подвижного блоков) четное, то конец каната следует закреплять к неподвижному блоку. Если же число ниток полиспаста нечетное, то конец стального каната закрепляют к подвижному блоку. Руководствуясь указанными правилами, можно по заданному числу ниток и грузоподъемности полиспаста выбирать блоки с нужным числом роликов и закреплять конец каната за необходимый блок. В монтажных работах наиболее часто применяют полиспасты с числом ниток от 2 до 12 для подъема грузов до 50 т. Полиспасты с большим числом ниток применяют редко, так как с их помощью поднимают грузы массой более 100 т.

При нагрузке полиспаста нити каната не должны касаться друг друга и перекручиваться, а блоки не должны иметь перекоса. В случаях, когда полиспасты используют для перемещения грузов, под блоки и канаты необходимо подкладывать деревянные под-кдадки для предохранения от загрязнения.

Ссылка на основную публикацию